Вопросы - ответы

Вы можете  задать вопрос здесь, по электронной почте olerskay@mail.ru  или на странице блога. 
Лучше всего воспользоваться электронной почтой,

так ответ придёт быстрее.

  Часто задаваемые вопросы

 

В каком возрасте можно начинать заниматься по  методике "Ручные пьесы"? И можно ли взрослому научиться играть на фортепиано?

Можно заниматься в любом возрасте, как только ребёнок готов к занятиям интеллектуально и психологически. С кем-то можно начать и в 4 года, а кому-то лучше подождать и приступить к занятиям в 7-8 или даже в 9 лет. Но несмотря на то, что все дети разные, всё же есть возрастные особенности, которые так или иначе влияют на учебный процесс. Например, если ребёнок начнёт заниматься в 8 лет, его обучение будет продвигаться быстрее и эффективнее. В младшем же возрасте скорость освоения материала намного ниже, впрочем, как и при занятиях по традиционной методике. Если говорить о специфике методики "Ручные пьесы" по отношению к разным возрастам учащихся, то здесь вступает в силу физиологический аспект. Поскольку развитие техники здесь идёт стремительное, то большое значение имеет готовность двигательных функций ребёнка к такому быстрому техническому росту. Маленькие дети зачастую имеют довольно слабые мышцы и нестабильную координацию (в отношении игры на фортепиано). Поэтому у них, как правило, не  получается так легко и быстро технически развиваться, как это происходит с учащимися  8 - 9 лет и старше.

Вообще, по этой методике с лёгкостью занимаются и взрослые, и дети старшего возраста. Некую непластичность мышц, которая наблюдается у тех, кто начинает заниматься поздно, при помощи этой методики удаётся преодолеть легче, чем при традиционных занятиях. Ведь первые годы в методике делается серьёзный упор на технику, а сами Ручные пьесы настолько удобны, и в то же время сложны, что с лёгкостью и очень быстро разучивая их, ученики, в процессе отработки и доведения материала до технически удовлетворительного состояния,   имеют великолепную тренировку мышц. В итоге, руки быстро приобретают необходимую гибкость, силу и пластику.

На сколько лет  рассчитана методика?

При расчёте срока обучения по этой системе следует учитывать тот факт, что  "Ручные пьесы" - это методика НАЧАЛЬНОГО обучения. То есть, система эта предлагает принципиально иной подход только к первым годам обучения, после чего ученик учится по обычной схеме. Программа обучения в старших классах имеет только некоторые особенности, вполне встраивающиеся в привычную всем нам систему. Начальные же годы в традиционную схему вообще не укладываются. Они совершенно иначе организованы и имеют иные образовательные ценности и ориентиры. Этот период до перехода на традиционную программу я называю периодом интенсив, когда интенсивно развиваются: техника игры, автоматическое  чтение ритма, навык активного чтения нот. В этот период учебным процессом управляет не репертуарная программа, а конкретные технические навыки и навыки, связанные с нотной грамотностью и теорией. 

Так вот этот период интенсив у разных детей проходит по-разному и длится разное время: в среднем 2 - 4 года. У старших он проходит быстрее, у маленьких - дольше.

Что означают выражения "автоматическое чтение ритма" и "активное чтение нот"?

Автоматическое чтение ритма - это чтение ритма сходу, когда музыкант просто знает, как звучит тот или иной ритмический рисунок, и воспроизводит его сразу, автоматически. В методике "Ручные пьесы" автоматическое чтение ритма достигается, благодаря работе по системе "Его Величество Ритм", изложенной в соответствующей книге. Изучение ритма по правилам этой методики идёт всегда на несколько шагов вперёд от чтения нот. Когда ребёнок впервые приступает к изучению нотной грамоты, он уже может уверенно сходу читать ритмические фигуры, имеющиеся в первых главах нотной азбуки. Поэтому, ритмическая задача при чтении нот у нас как бы аннулируется, и дети не отвлекаются при чтении нот на ритмические трудности, так как воспроизводят ритм автоматически. Постепенно разнообразие ритма увеличивается, и опять-таки не хаотично. Сначала новые ритмические фигуры появляются в книге "Его Величество Ритм", а только потом - в азбуках.

Активное чтение нот - это такое чтение нот, которое ученик может выполнить полностью самостоятельно - разобраться в ритме, в знаках, штрихах и т.д. Конечно, сразу такой навык не возникнет. Но он воспитывается благодаря азбукам, так как в азбуках случайных трудностей нет. Все аспекты изучаются шаг за шагом, а поэтому у преподавателя есть возможность требовать с ученика самостоятельного выполнения пройденных элементов. На каждом уроке ученик получает задание подготовить 1 - 2 страницы азбуки самостоятельно и на следующем уроке сыграть учителю. В тексте - только то, что ученик хорошо знает и то, с чем он работает сейчас (новая тема). Таким образом, ребёнок привыкает к самостоятельному разбору.

В чём суть методики и чем она отличается от традиционной?

Если говорить в общих чертах, то суть методики и её отличие от традиционной системы заключается в следующих моментах.

1) Обучение игре на инструменте с самого начала и довольно длительное время ведется без нот. Нотная грамота изучается так же с самого начала обучения, но параллельно -  по специальным нотным азбукам.

2) Начальное обучение игре проводится по специальным пьесам, в которых заложены все технологические элементы для постановки пианистического аппарата. Эти пьесы очень просты по структуре - а поэтому их легко выучить. Но они достаточно сложны техничекси, а потому интенсивно развивают технику с первого года обучения.

3) Нотная грамота начинает изучаться с ритма по специальной книге "Его Величество Ритм". В ней заложена очень эффективная система освоения ритма. Она обучает детей практике автоматического чтения ритма - то есть, когда перед учеником (чуть позже) ставится нотная азбука, ритмическая сторона мелодии уже не отвлекает внимание ребёнка - ритм от прочитывает сходу.

4) Для начального периода обучения предусмотрены фонограммы, написанные в симфоническом, камерном, народном, эстрадном, детском сказочном стилях. Игра с фонограммами делает обучение более интересным для детей, увлекает их, помогает выработать  метроритмическую стабильность исполнения, учит дисциплине игры без ошибок в нужном темпе.
В результате всего этого - дети быстрее начинают играть на инструменте, у них развивается техника в несколько раз интенсивнее, они прекрасно ориентируются в ритме (даже дети со слабыми природными ритмическими данными), они более полно и качественно знают нотную грамоту.

Можно ли приобрести материалы в печатном варианте?

По поводу печатных вариантов. В настоящее время все материалы я высылаю только в электронном виде. Раньше материалы я предлагала исключительно в печатном варианте, педагогам приходилось их ксерокопировать для учеников. Терялось качество, кроме того, копировать - дольше и дороже, чем распечатать.  Да и сам комплект в распечатанном виде автоматически становится дороже. Плюс затраты  на пересылку, долгое ожидание. Электронный формат удобен тем, что любой преподаватель может дать книги на флешке каждому своему ученику, чтобы тот распечатал для себя и пользовался. Каждый ученик должен иметь свой экземпляр. Сейчас ведь у многих есть принтер дома или на работе. Кроме того в электронном формате приобретать комплект выгоднее - можно приобрести один комплект на несколько человек или даже на школу. Получается намного дешевле. И ещё, я отправляю все материалы в течение нескольких часов, всё быстро.

Просматривая видео Ваших учеников, я обратила внимание на то, что они играют очень свободно, удобно и эмоционально. Что Вы можете посоветовать для развития пианизма, избавления от зажатости и неуверенности в игре учеников?

Именно для того, чтобы пианизм развивался в более комфортных условиях я и создавала методику "РУЧНЫЕ ПЬЕСЫ". Первое время обучение игре на инструменте у меня ведётся только с показа. Ни в коем случае, я считаю, на первых порах не нужно учить детей играть по нотам пьесы. Причины в том, что: 
1. Пьесы, которые ученику приходится разучивать (если он учится играть по нотам) слишком просты для того, чтобы техника интенсивно развивалась - а более сложные мы дать не можем, потому что он просто не справится с нотным текстом. 
2. Несмотря на то, что пьесы для маленьких, разучиваемые по нотам слишком просты в техническом отношении - они, тем не менее, не так удобны для детских ручек, так как содержат мало повторяющихся движений. Ручные же пьесы построены на выверенных повторяющихся движениях, поэтому в каждой пьесе какое-то движение отрабатывается достаточно качественно, чтобы можно было перейти к следующей.
3. Трудности освоения нотной грамоты занимают очень много времени и внимания - на технику времени не остается. Именно поэтому у большинства детей, обучающихся по традиционной программе, в младших классах технический рост так невелик. А по идее, если давать пищу развитию техники, то к третьему - четвёртому  классу ребёнок уже может достаточно натренировать свой исполнительский аппарат.
Тем не менее,  нотную грамоту мы изучаем с самого начала, но по азбукам и с опережением в ритмическом развитии. Занимаясь ритмом, мы достигаем такого результата, что когда ученик приступает к нотным азбукам, ритм он уже играет автоматически. В учебниках всё взаимосвязано, поэтому детям не представляет никаких затруднений играть нотные примеры из азбук, не отвлекаясь на ритм. Они его знают, и играют сразу в ритме. 
Что же касается самих ручных пьес, по которым происходит становление пианизма, то они разработаны таким образом, чтобы поставить ребёнку все необходимые движения. Пьесы очень просты конструктивно, но технически развиты, поэтому техника, как правило, у детей развивается очень быстро. Постепенно пьесы усложняются и доходят до довольно сложных виртуозных произведений, разучиваемых, однако, логически - не по нотам. По мере освоения нотных азбук, в репертуар добавляются и классические произведения, которые ученик разучивает поначалу частично по нотам, частично с показа. Когда ребёнок готов к полному нотному разбору, он начинает разучивать классические пьесы по нотам, но ручные тоже продолжает играть (с показа), чтобы сохранялась интенсивность технического роста. 
Бывают очень слабые в пианистическом отношении руки. К счастью, это встречается не слишком часто. В таких случаях для каждого ученика проблемы решаются индивидуально и в различной степени. Но ручные пьесы всё равно помогают в таком случае, так как дают весьма интенсивную нагрузку на руки, и мышцы развиваются быстрее. 

Можно ли приобрести что-то из комплекта отдельно?

В качестве исключения можно приобрести  и что-то из комплекта отдельно. Но, конечно, обычно я не рекомендую этого делать. Почему? Дело в том, что все части методики вместе составляют систему. Одно с другим связано. Например, интенсивное развитие техники опирается на использование ручных пьес, которые с одной стороны просты с точки зрения разбора, но с другой стороны -  трудоёмки технически. Использование фонограмм обязывает детей учить пьесы качественно, в едином (достаточно быстром) темпе, без запинок. Поскольку детям интересно играть с фонограммами, они стремятся всё хорошо выучить, и им приходится основательно тренироваться. То обстоятельство, что педагог много времени уделяет исполнительскому аспекту, развивая технику и выразительность игры своих учеников в процессе работы с ручными пьесами без нотной записи, не должно мешать обретению нотной грамоты.  Напротив, нотные азбуки нацелены на глубокое изучение нотной грамоты и выработки основательного навыка чтения нот. Поэтому в нотных азбуках весь материал выстроен от задачи к задаче, с постепенным добавлением трудностей. В ходе экспериментов, сопровождавших процесс разработки азбук, выяснилось, что для планомерной работы недостаточно даже просто добавлять одну трудность за другой, так как возникают проблемы, о которых я раньше даже не подозревала. Не буду сейчас писать об этом подробно. Если Вас это заинтересует, могу изложить это в другом письме. Поэтому возникла необходимость разработать алгоритмы. Причем, для маленьких пришлось позже разработать ещё один, иной, принцип последовательности добавления нового материала. Эти алгоритмы легли в основу создания азбук, а поэтому работа по ним не просто компенсирует отсутствие разбора пьес по нотам в первый, и частично второй, третий год обучения, но даже делает освоение нотной грамоты более доступной и качественной.  Я не хочу сказать, что освоение нотной грамоты становится для всех ребят простой задачей. Конечно же – нет. Некоторым ребятишкам чтение нот даётся тяжело в любом виде, хотя способные дети по азбукам учатся очень быстро.

Теперь - о ритме. Одной из традиционных трудностей чтения нот у детей (да и у студентов некоторых факультетов музыкального колледжа) является недостаточная ритмическая подготовка. Ведь научиться хорошо читать ноты детям и без того не просто, а тут ещё нужно «укладываться» в ритмический рисунок. А если ещё у ученика слабое природное чувство ритма, то многие годы, ученик спотыкается об эту трудность, что, конечно же, не только мешает хорошо научиться читать нотный текст, но и приводит к ритмическим неточностям исполнения уже выученных произведений. И это в то время как освоение ритма само по себе дело-то совсем несложное, если подойти к нему рассматривая, как самостоятельную задачу и применяя какой-нибудь действенный метод. Поэтому выработка уверенного навыка воспроизведения ритма (по нотам) в системе «Ручные пьесы» обособлена и идёт с небольшим опережением по отношению к чтению нот по азбукам. В самом нотном материале азбук учитывается кроме всего прочего и последовательность добавления ритмических задач в соответствии с тем, как они изучаются в книге «Его Величество Ритм».  А книга эта направлена на выработку навыка автоматического чтения ритма, чтобы с самого начала чтения нот, ребёнок мог играть ноты сразу в правильном ритме, почти не задумываясь. Должна сказать, что  в этом аспекте  удаётся добиться результата даже с теми детьми, которые приходят учиться с крайне неудовлетворительным чувством ритма. Взаимосвязь книг даёт возможность решать различные проблемы в корне, не дожидаясь, пока они начнут препятствовать эффективному развитию учащегося в прочих гранях его учебной деятельности в муз. школе. На определенном этапе разработки методики «Ручные пьесы» у меня была идея совместить все задачи в одну книгу. Но попробовав это воплотить, мне пришлось отказаться от подобного рода затеи. Причина моего отказа в том, что одаренность каждого ребёнка  в разных аспектах неоднородна. Кто-то с лёгкостью читает наисложнейшие ритмы, но при этом с трудом учит ноты. кто-то – наоборот, и так далее. Я  пришла к выводу, что нельзя мешать свободному развитию различного рода одаренностям учащихся – все задачи должны прорабатываться в своем, уникальном для каждого учащегося, темпе. Поэтому, все книги изучаются параллельно.

Как видите, задачи, на которых мы заостряем внимание в разных книгах, переплетаются. 

Я работаю в музыкальном колледже. К нам приходят студенты без музыкальной подготовки. Может ли Ваша методика помочь им на уроках общего фортепиано?

Для студентов эта методика ещё более эффективна, чем для детей. Ведь взрослые учатся быстрее. Здесь есть, на мой взгляд, три важных пункта. Во-первых: ученики довольно быстро начинают играть и растут технически. Это увлекает их, радует, стимулирует заниматься, развивать технику, работать над пианизмом. И для того, чтобы иметь, так скажем,  первоначальный технический скачок, у начинающих нет необходимости пробираться сквозь пугающие трудности неумения читать ноты. Во-вторых: навык чтения нот по азбукам развивается значительно быстрее, чем по пьесам. К тому же, азбуки позволяют избежать случайных пробелов и недопонимания каких-либо аспектов. В-третьих: серьёзная работа над ритмом по книге «Его Величество Ритм» воспитывает ритмическое чувство и ритмическую грамотность, что, на мой взгляд,  решает многие проблемы обучения. Я называю это постановкой ритма. А ритм ему понадобится не только на фортепиано, но и при игре на том инструменте, который является его специальностью, и, также, на уроках сольфеждио. Студенты, обучающиеся на одноголосных (или преимущественно одноголосных) инструментах, по системе "Его Величество Ритм" могут развить ритм года за два до идеального состояния.

Когда вы начинаете изучать ноты? Не боитесь ли Вы, что после того, как ребёнок привыкнет разучивать пьесы "с показа", он не захочет потом играть по нотам?

Я приступаю к изучению нот с учениками через 1 – 5 месяцев после начала занятий. До этого времени мы читаем только ритм. Но изучаем ноты мы не в процессе разбора пьес, а по специальным азбукам. Углубленные занятия ритмом начинаются с первого урока и продолжаются в течение 1 – 4 лет по книге «Его Величество Ритм». Когда дети приступают к нотным азбукам, они уже владеют свободным чтением ритма того уровня сложности, который представлен в начале азбук, а поэтому читают ноты, почти не задумываясь о ритмических задачах. Я называю это автоматическим чтением ритма. И постоянно изучение ритма идёт немного впереди. Что касается игры на инструменте, то мы действительно первый год при разборе музыкальных произведений почти (процентов на 95) не пользуемся нотной записью, так как недостаток умения читать нотный текст замедляет разбор произведений и делает совершенно невозможным разбор по нотам  технически сложных пьес.  Из-за этого страдает технический рост учащихся. Поэтому первые годы ученики разбирают пьесы без нот, как говорится – «с рук». Хотя это и не совсем точное определение. Я разработала сборник специальных пьес («Ручные пьесы»), которые очень удобно учатся без нот, путем логического разбора, с опорой на элементарные теоретические понятия. Все эти пьесы написаны для формирования и развития владением основных видов фортепианной техники. По мере роста опытности учащихся в чтении нот (по азбукам) мы постепенно начинаем включать в репертуар пьесы, изучаемые по нотам. Но и ручные пьесы продолжаем играть, чтобы не спадала интенсивность развития техники. Через 3-4 года процессы естественным образом соединяются – ученик овладевает навыком разбора произведений по нотам, при этом имея уже довольно развитые исполнительские навыки.

Почему в нотных азбуках так много упражнений для одной руки?

Почему предлагается довольно продолжительное время играть одной рукой? Дело вот в чём.

Во-первых:

На первых порах нам нужно прочитать как можно больше нотного текста, чтобы выработать быструю реакцию на нотный текст. Сначала – это только ноты в определенном ритме без аппликатуры, без пауз, без знаков альтерации, без штрихов и т.д. Причём, ноты добавляются постепенно небольшими группами. Знание их закрепляется на практике путём проигрывания большого количества упражнений. Количество измеряется страницами. Для маленьких – одна страница за урок и в домашнее задание, для тех, кто постарше и для тех, кто легко осваивает ноты – 2-3 страницы. Когда я на ранних этапах пыталась ввести  нотные упражнения двумя руками, то из-за того, что работа шла медленнее ввиду её сложности, ученики прочитывали в несколько раз меньше нот. И, как следствие, навык чтения нот развивался значительно медленнее. 

Во-вторых:

Чтение нот двумя руками приводило детей в непродуктивное состояние – читать двумя руками, когда они ещё не научились свободно читать ноты одной рукой, слишком долго, трудно. А когда мышление ученика тормозится, сложно поддерживать на высоком уровне его интерес, активность и мотивацию. Процесс  становления навыка уверенного чтения нот и без того сложен, на него уходят годы. И мне совсем не нравится, когда он становится вялотекущим. Наоборот – нужно всеми возможными способами оживить его, заставить идти интенсивно. А интенсивным может быть только то, что не слишком сложно. Я не говорю об абсолютной лёгкости – мало кому удается избежать трудностей, когда он учится читать ноты. Да и не только ноты. Разве мы не знаем, что даже научиться читать обычные слова на родном языке для детей поначалу кажется затруднительным, и они, в большинстве своем, с неохотой под нажимом родителей берутся за букварь. Так что, облегчить задачу, создать предпосылки к возможности чтения максимального объёма нот при минимальной затрате времени и сил – вот метод, пропагандируемый в моих нотных азбуках. Ничего страшного, если ребятишки (или даже начинающие взрослые) какое-то время почитают одной рукой.

В-третьих:

Игра одной рукой позволяет довольно быстро ввести сложные элементы нотного текста и детально разобраться с ними. Это было бы НЕВОЗМОЖНО при чтении двумя руками. Многие трудности пришлось бы отложить. Я посчитала крайне нежелательным отказаться от изучения таких важнейших аспектов, как беглое чтение вертикалей, сложный ритм, развитые штрихи, полифония в одной руке, обилие знаков альтерации и проч. Ведь как бы то ни было, разбор пьес в детских музыкальных школах всё равно ведется отдельно каждой рукой – и только потом происходит соединение. Так что от ученика, при переходе на игру пьес по нотам, в первую очередь потребуется грамотный разбор каждой руки в отдельности. Вот тут-то ему и пригодится богатый спектр его умений.

В-четвертых:

Методика «Ручные пьесы» отвергает зависимость приобретения первоначальных навыков игры на фортепиано от знания нотной грамоты. Процессы идут параллельно. При таком раскладе, нет необходимости спешить с двуручным чтением. Напротив – есть все условия изучить ноты грамотно, в полном объёме, в системе.

 

В «Азбуке чтения нот 1 часть» игра двумя руками впервые появляется в главе «Уроки разнообразия» на 65 странице, как одна из форм упражнений. То есть с этого момента ученик будет играть и одноручные, и двуручные упражнения. Но двуручные, он будет играть сразу двумя руками, без предварительного разбора отдельно каждой рукой. Правда, эти упражнения здесь ещё пока очень лёгкие. Зато в остальных номерах уровень сложности неизменно возрастает. Постепенно серьёзные задачи нотного текста переместятся и в двустрочные номера. Настоящие трудности начинаются во второй части азбуки. Скорость освоения азбук у разных учеников далеко не одинакова. При хороших способностях учащийся в возрасте 9 лет может пройти 1 часть за 1 учебный год. Взрослый человек, конечно, учит ноты быстрее. Для младшего возраста больше подойдет «Азбука нот для маленьких». Для тех, кому чтение нот дается с большим трудом время на освоение азбук требуется больше.

 

Всё вышесказанное содержит выводы, приобретенные мною в результате моего педагогического опыта и экспериментов. Я прекрасно понимаю, что существуют  и другие эффективные подходы к данной проблеме. Я делюсь своим опытом, так как система эта действительно работает и приносит результаты. Особенно ярко проявляет себя методика, конечно, с детьми талантливыми, когда и навыки игры развиваются быстро, и ноты осваиваются стремительно и без особых трудностей, а теория вообще предстает перед учеником, как рождественский подарок из серебристой упаковки. Что же касается остальных, то методика «Ручные пьесы» значительно облегчает им обучение. И хотя есть ребята, которым чтение более или менее сложного нотного текста так до конца и не дается, они, несмотря на это, всё же могут играть развернутые, красивые произведения, выучивая их частично по нотам, частично при помощи педагога.

Что из себя представляет сборник "Ручные пьесы"? 

Все ручные пьесы играются с фонограммами?

Фонограммы написаны не ко всем пьесам из сборника. Только 70 пьес - с фонограммами. Из них большинство пьес - для возраста 6 - 8 лет , и порядка 20 фонограмм к более развёрнутым пьесам для ребят 8 - 12 лет, некоторые подойдут и для более старших детей.  Обдумывая идею сделать более увлекательным начальный период обучения, мне пришла мысль предложить детям играть первые простенькие мелодии с фонограммами. Для этого и были сочинены фонограммы в симфоническом, камерном, эстрадном, народном, и в детском сказочном стилях. Играть с сопровождением действительно интереснее. Если малышу ещё трудно выучить сложные произведения к концерту, он может сыграть простую пьеску - но с фонограммой. В итоге получается красиво, и ребёнок слышит свою мелодию, как часть серьёзного музыкального произведения.Когда занятия с фонограммами прочно вошли в мою педагогическую практику, я стала замечать их пользу не только в том, что детям интереснее учиться – оказалось, что они чрезвычайно полезны ещё в нескольких аспектах:1. Ученику приходится играть без запинок, тем самым воспитывается исполнительская дисциплина. Чётко выучивается текст, развивается концентрация внимания.2. У ребёнка воспитывается метро-ритмическая стабильность. Навык играть в едином темпе, трудно переоценить. Особенно в детском возрасте, когда ум ребёнка часто отвлекается и временнОе мышление нередко бывает довольно расплывчатым.3. У начинающего музыканта формируется умение мыслить и играть в среднем и быстром темпе с первых шагов обучения. Фонограмма, как бы «подтягивает», ускоряет мыслительный процесс ученика, не дает ему расхлябаться, рассредоточиться. Таким образом, игра с фонограммами стимулирует технический рост и развитие быстроты реакций.4. Ребёнок вынужден слушать ансамблевого партнера. Казалось бы – это естественно. Но на практике оказалось, что половина детей поначалу и не понимает, что нужно слушать фонограмму и играть с ней вместе. Помимо того, что учащийся учится слушать фонограмму, чтобы совпадать с ней, он незаметно для себя вовлекается в процесс слушания многотембровой фактуры – то один инструмент подскажет ему, где вступить, то другой продублирует фортепианную мелодию, то третий исполнит мелодию проигрыша.5. На первых порах ученик не совсем понимает, что значит - играть эмоционально. Здесь его электронный ансамблевый партнер подсказывает ему характер исполнения, характер аттаки звука, темп, динамику и т. д.Стоит, однако, отметить то, что не все пьесы нужно играть с фонограммой. Где-то нужно поработать и над задачами, требующими иного подхода – остановок, замедлений, тонкой нюансировки. С течением времени количество пьес, исполняемых с фонограммами, сокращается, так как ученик учится создавать полнозвучную красочную фактуру в сольном звучании.

Вы можете задать свой вопрос, используя форму, в начале странице,

либо социальные сети, а также форумы, в том числе и форум на этом сайте.

Задать вопрос автору  в соцсетях
  • Vkontakte Social Icon
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
Включиться в обсуждение  в соцсетях
  • Vkontakte Social Icon

 Сборник "Ручные пьесы" содержит примерно около ста пьес разных по сложности: от самых самых начальных до виртуозных пьес и этюдов. Их всех объединяет то, что они написаны для разбора с без нот. Это не значит, что их нельзя играть по нотам, но их легко выучить и без нот. Все пьесы, особенно начальный и средний уровень написаны с определённой технологической задачей - то есть постановка какого-то движения, приёма игры, технического элемента. Большинство пьес очень просты структурно, я бы даже сказала - слишком просты. Но именно это делает их такими доступными - "ручными". При этом, они дают довольно серьёзную техническую нагрузку. То есть разучивается текст быстро, а вот всё остальное время идёт техническая работа. Таким образом - дети довольно быстро растут технически и переходят от уровня к уровню энергично и настолько быстро, что могут видеть свой собственный исполнительский рост. Ручные пьесы - это только подготовка к будущим задачам, которые ждут ребёнка в классике. Но подготовка - эффективная. Параллельно с игрой ручных пьес, которые полностью берут на себя задачу формирования пианистического аппарата и первоначальной техники (позволю себя такое выражение), дети учатся автоматически читать ритм и учатся чтению нот по специальным азбукам. Первоначальная техника в моем представлении включает в себя обретение приспособленности к инструменту, владение определённым запасом технических умений, беглостью, силой и качеством звука, свободой аппарата, пониманием того, что игра должна быть ловкой, отточенной, в нужном темпе, ровной, правильными штрихами, с отношением к звуку и т.д.