• olerskay

ИЗМЕНЕНИЯ В КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧКАХ. НОВОВВЕДЕНИЕ № 1

Пост обновлен апр. 13

Некоторые музыканты однозначно считают, что человек, который пытается вносить изменения в методы музыкального образования в ДШИ - это такой безответственный и малокультурный негодяй, который хочет классическое образование, разрушить и низвергнуть в бездну популистики и лёгкой музычки. Безусловно, есть и такие веяния. Но нельзя допускать, чтобы любые разговоры о совершенствовании системы обучения действовали подобно срабатыванию сигнализации: «Берегитесь, вот идёт вор духовности, который отнимет у детей Баха и Моцарта!» Мне не понятно, почему простая коррекция прохождения некоторых этапов учёбы или изменение состава жанровых требований в репертуаре воспринимается, как ущерб для классики! Лично я мечтаю, чтобы как можно больше детей и взрослых смогли прикоснуться к тем сокровищам, которые хранит в себе музыка великих композиторов, и вся моя методика направлена на то, чтобы ребёнок как можно скорее и как можно более подготовленным подошёл к исполнению классических произведений. Ведь можно же, оставаясь приверженцем высокого искусства, искать, тем не менее, пути, которые позволят на достойном уровне исполнять прекрасную музыку разных эпох не только одарённым трудягам, но и остальным девяноста пяти процентам ребятишек, пусть даже и не в таком количестве выученных произведений. Но отложим сейчас идейные споры, и посмотрим, что можно сделать преподавателю, который хочет внести в обучение какие-то свои изюминки, или применить иной подход, выбрать отличный от существующего план покорения ступеней к заветным успехам в обучении детей игре на фортепиано. Возможность внести поправки в учебный процесс есть у каждого педагога. Но чтобы появилась реальная возможность воплотить свои методические находки, нужно сделать соответствующие изменения в рабочей программе. Иначе на претворение даже самых лучших образовательных идей в жизнь нам просто не будет хватать времени, так как существующая типовая программа заберёт всё наше внимание. Одной из принципиально ценных перспектив в разработке рабочих программ я считаю ВОЗМОЖНОСТЬ ВАРЬИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ В ПРОМЕЖУТОЧНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧКАХ. Школа, так же, как и любой педагог в своей рабочей программе, может прописать требования к промежуточным зачётам и экзаменам в зависимости от тактики обучения, от того, что он считает целесообразным. Что такое промежуточные контрольные точки? Это все экзамены и зачёты, кроме выпускного государственного экзамена! Почему так важны пункты, касающихся ИМЕННО КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК? Дело в том, что даже очень талантливый и креативно мыслящий педагог, имеющий прекрасные, разумные идеи по улучшению качества обучения, не сможет воплотить их в полной мере, если контрольные точки не будут выстроены в соответствии с ключевыми моментами его образовательной стратегии. К примеру, Мария Петровна умеет волшебным образом учить детей подбору и гармонизации мелодии. Она могла бы прекрасно вложить этот навык в своих учеников, и они были бы теми счастливчиками, которые в будущем, став инженерами, юристами или спортсменами смогли бы порадовать свою семью совместными вечерами отдыха с любимыми песнями под аккомпанемент фортепиано. Но сделать это качественно при общепринятой схеме зачётов у Марии Петровны не получится, потому что подбор станет чем-то дополнительным, и на него не будет хватать достаточного времени. А основным всегда было и будет то, что исполняется на зачётах. Вот если бы подбор Мария Петровна вынесла в зачёт – только не плюс к обычным требованиям, а вместо какого-то пункта, тогда другое дело! Вариантов здесь много, но, например, самый простой: в одном полугодии сдаем НА ЭКЗАМЕНЕ(!) демонстрацию и проверку навыков подбора вместо крупной формы, во втором – вместо пьесы, в третьем – вместо полифонии, в четвёртом – вместо этюда и так далее. И это на протяжении нескольких лет. Вот тогда действительно будет эффект. А кто сказал, что умение подбирать по слуху не является важным звеном для обучения музыканта? Я не хочу сказать: «Всё, господа, давайте повсеместно вводить подбор!», хотя это было бы прекрасно. А также, я хочу сразу остановить хор возражений типа: «Ну, вот опять кто-то пропагандирует песенки!» Смысл данной статьи не в обсуждении методологических предпочтений. Я хочу заострить внимание на том, что если преподаватель или школа хочет привнести в учебный процесс что-то новое, или даже не новое, но сделать это каким-то своим, особенным способом, который считает более разумным, то нужно ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В ТРЕБОВАНИЯ К ПРОМЕЖУТОЧНЫМ КОНТРОЛЬНЫМ ТОЧКАМ (ЗАЧЁТАМ И ЭКЗАМЕНАМ) НА УРОВНЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. Если этого не сделать, то все наши попытки усовершенствовать образовательный процесс будут смыты накатывающимися один за другим беспрерывными зачётами, которые уводят нас далеко в сторону от наших целей, потому что они с нашими целями не скоординированы. И если Николай Иванович решит, что его ученики должны лучше читать с листа, то у него есть лишь один шанс эффективно воплотить это – ЗАМЕНИТЬ один из РЕГУЛЯРНЫХ академов или экзаменов зачётом по чтению нот. И он вправе это сделать, если напишет рабочую программу, в которой будет указано что и когда ученик должен показывать на зачётах, экзаменах и контрольных уроках и какова цель такого подхода. Причём, я здесь пишу именно – заменить, а не добавить ещё один зачёт. Время и энергия наших учеников, которые мы вправе задействовать, не бесконечны, и нужно смотреть на вещи реально. Существующие программы и так от реальности далеки. Я говорю это не потому, что являюсь сторонником облегчения и популизма – просто считаю неразумным напланировать много всего, а потом ничего толком не выполнить, или выполнить, но впопыхах, так что ни в уме, ни в руках ничего стоящего не останется. Сейчас почти повсеместно преподавателей привлекают к процессу написания рабочих программ. Многие относятся к этому, как к досадной необходимости и бумажной волоките. И совершенно напрасно! Потому что именно в рабочей программе кроется возможность педагога в полную силу реализовать впоследствии в работе с учениками именно свою концепцию обучения, свои ценности и свои индивидуальные сильные стороны. Разрабатывать свои программы и воплощать в них свежие идеи сегодня не просто нужно, но и очень даже интересно, приятно и перспективно для нас и наших учеников. Конечно, есть некоторые директора, которые могут не утвердить вашу программу, но сейчас таких консервативных руководителей уже не слишком много. Кроме того, если вы докажете на цикловом совещании целесообразность своего метода и убедите коллег по отделению в том, ваше нововведение имеет практическую ценность, и что современное учреждение образования должно осмеливаться внедрять полезные инновации, то вероятно директор пойдёт вам навстречу. Я попыталась в своей трёхуровневой авторской рабочей программе по специальности «Специальность и чтение с листа» реализовать идеи, в которые верю и которые доказывают эффективность на практике. В этой рубрике я планирую шаг за шагом поделиться с вами теми пунктами, которые отличают мою авторскую программу по фортепиано для ДШИ от той программы, которая с небольшими вариациями используется практически повсеместно в российских музыкальных школах. Если кому-то не хочется ждать, пока я опубликую все эти обещанные заметки, то саму программу можно почитать и скачать на моём сайте. В ней есть то, что можно использовать в работе по любой системе, а есть и пункты, которые можно применить, только при работе с методикой Ручные пьесы-упражнения. Несколько новшеств, которые я представлю по 1-2 в последующих заметках, универсальны, и могут использоваться независимо от того, применяете вы в обучении РУЧНЫЕ ПЬЕСЫ или нет, и даже независимо от того, какой инструмент вы преподаёте. Если идеи вам понравятся, вы сможете внести их в свои программы, на что не потребуется большой переработки – только лишь обновить требования по зачётам. Все нововведения, которые будут описаны в данной рубрике, касаются только изменений в КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧКАХ. В этой заметке представляю вашему вниманию нововведение №1.

НОВОВВЕДЕНИЕ №1. ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ! или ПОВТОРЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПОСЛЕДУЮЩЕМ ЭКЗАМЕНЕ ИЛИ ЗАЧЁТЕ. Одним из новшеств моей рабочей программы является возможность повторения уже сыгранного на экзамене произведения на последующем зачёте НА БОЛЕЕ ВЫСОКОМ КАЧЕСТВЕННОМ УРОВНЕ. Смысл этой идеи прост – ученик не успевает за короткое время подготовить произведение на хорошем уровне. Таким образом, мы постоянно теряем из виду тот этап работы над произведением, который имеет отношение к шлифовке, выведения исполнения на уровень виртуозности, достижению особой пластики, тонкой агогики, выработку профессионального туше. Мы конечно, работаем над всем этим с самого начала, но есть вещи, которые можно воплотить только в хорошо выученном произведении. Нередко мы оставляем произведение в работе после того, как оно исполнено на экзамене, так как хотим исполнить его позже на каком-нибудь концерте. Но это уже не становится обязательным, а когда наступает горячая пора приближения очередного академа, то о необязательном мы и вовсе забываем, откладываем на потом. Иное дело, если нам предстоит эту пьесу, или сонату, или этюд снова играть, но уже более качественно – тогда активная работа идёт по плану, и мы уже не упускаем из виду шлифовочный этап, он становится обязательным. Ещё одно значение приобретает практика повторения виртуозного произведения на техническом зачёте в начале учебного года, примерно в середине октября (в моей программе этот осенний зачёт называется комплексным зачётом). Если мы не оставляем «старое» произведение на начало года, то первые месяцы ученик лишен достаточной технической нагрузки – он разбирает новые пьесы. А разбор, как известно, не даёт нагрузку на мышцы и для развития техники с обычным ребёнком мы сентябрь-октябрь теряем. Начиная же работать с начала сентября над шлифовкой уже сыгранного виртуозного произведения (не важно, какого жанра), мы сразу же активизируем технический аспект. И в то время, когда мы разбираем новую программу, у нас есть и материал для развития техники. Таким образом, спланированное повторное исполнение определённых произведений на последующем зачёте или экзамене, дает возможность вывести исполнительский опыт учащегося на новый качественный уровень.


  • Odnoklassniki Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon

© 2017 «ЕКАТЕРИНА  ОЛЁРСКАЯ». Сайт создан на Wix.com