• olerskay

Как увеличить время домашних занятий

Пост обновлен апр. 13

У меня, как и каждого педагога, есть свои маленькие приёмчики, хитрости, и есть системный подход к проблеме того, как увеличить время домашних занятий учеников. Сегодня я расскажу о способах системного решения. Никто из детей не хочет, чтобы его отчитывали. И, конечно, ребёнку проще было бы сделать домашнюю работу, чем выслушивать потом неприятные слова. Я композитор, и мне всегда казалось, что пианистических знаний у меня не хватает. Всё-таки, специализируясь в композиции, привыкаешь делать акценты на совершенно иных аспектах. Поэтому я, наверное, навсегда рассталась бы с фортепианной педагогикой, если бы однажды мне не посчастливилось найти хитрый ход, резко усиливший увлечённость моих учеников по фортепиано, а вместе с этим, увеличивший время их домашних занятий, и улучшивший их результаты. Речь пойдёт о первых годах обучения. Так что, если, дорогие коллеги, вы работаете со студентами, то можете смело прекращать читать эту заметку – она вам не пригодится. И если вы занимаетесь только с одарёнными, мотивированными учениками, то вероятно, вам здесь будет не особо интересно. Ведь в обучении талантливых и трудолюбивых детей, проблем с домашними заданиями не возникает. Но сколько процентов таких ребят в классе? Обычно – не много. Период, в котором мне удалось добиться значительных позитивных сдвигов – это первые 2 – 4 года занятий. При традиционном обучении у детей средних и слабых способностей результат в эти годы проявляется очень медленно (в данной заметке традиционным методом я называю тот, что повсеместно практикуется в российских ДМШ). Младшеклассники неуклюже играют простенькие пьесы, которые с трудом разбирают, только-только выучивают наизусть и «корявенько» выносят на академический концерт. При таком подходе мотивации взяться НЕОТКУДА! Способные этот период проходят быстро, благодаря своим данным, у них быстрее начинает получаться, и это их может мотивировать и увлекать. Что лично я делаю, чтобы большинство детей занималось более увлечённо? Я добиваюсь того, чтобы результат занятий появлялся как можно быстрее, и был настолько ощутим, чтобы ребёнок сам себе удивлялся. Тогда инструмент начинает притягивать его! Традиционная система сложна для средних и слабых учеников. Причём, сложна не по репертуару, а по способу организации учебных задач. Поэтому практика давать более простые произведения реальной пользы не приносит. Существует принцип: если сложно – делим задачу на подзадачи. Именно это я предлагаю делать в первые годы обучения, а именно, разделить программу на три независимых потока: 1 - учиться читать ноты; 2 - учиться играть на инструменте; 3 - учиться автоматически реагировать на ритм – читать его сходу. Для младшеклассников важно не сбрасывать всё в одну охапку – детям это сложно. Нужно подойти к разным задачам сначала по-отдельности, и только после достижения определённого уровня, начинать соединять всё в одно русло. 1. ЧТЕНИЕ НОТ. Изучение нот у нас происходит не в процессе разбора пьес, а по нотным азбукам. По азбукам учащиеся проигрывают большое количество страниц нотного текста, а трудности добавляются постепенно, шаг за шагом. В определенный момент к азбукам подключаются и пьесы привычного фортепианного репертуара – какие-то только для чтения, какие-то для исполнения. Кстати, способные дети осваивают эти азбуки очень быстро, и их навык чтения нот взлетает к довольно высокому уровню просто стремительно! 2. ИГРА НА ИНСТРУМЕНТЕ. Техника игры прекрасно развивается у большинства ребятишек с первого года, если она не скована нотной грамотой. Когда ребёнок рождается, он учится сначала говорить, а потом уже читать. Мы не учим его говорить по книгам. Живая устная речь – вот что нужно, чтобы малыш заговорил. В музыке же донотный период традиционно слишком мал. Но ребёнок средних и слабых способностей очень долго учится более или менее бегло читать ноты. Поэтому вся его игровая практика тормозится – нотные трудности не дают ему играть, не дают развиться технике и не позволяют получать удовольствия от музицирования. Для моих учеников всё кардинально изменилось, когда я увеличила донотный период. В первом классе у меня ребёнок играет без нот от 60 процентов пьес (для способных) до 100 процентов (для большинства). Для этого у меня есть специальный сборник «Ручные пьесы». Процент ручных пьес в программе с каждым годом уменьшается, а произведений, исполняемых по нотам – увеличивается. Так что через какое-то время программа приходит в традиционное русло, но с проработанными деталями. Все ручные пьесы конструктивно просты, легко учатся, но при этом дают ощутимую техническую нагрузку. Ребёнок очень скоро замечает свой результат, и это его мотивирует на занятия дома. Первые годы некоторые коллеги говорили мне: «Что вы делаете! Ваши ученики потом не смогут играть по нотам!» И тогда я разработала нотные азбуки. Так что теперь ребята осваивают нотную грамоту даже более быстро и качественно, чем раньше, когда они учились читать ноты в процессе разбора пьес. 3. РИТМ. Мы интенсивно учимся читать ритм по учебнику «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО РИТМ» с первого урока. Это увлекательно и несложно. А самое главное, что в дальнейшем сложность ритмических задач уменьшается примерно процентов на 80. В нотных азбуках дети могут читать ритм уже почти автоматически, сходу. Крепкая ритмическая уверенность облегчает задачу в дальнейшем при нотном разборе пьес, что также способствует большей готовности ребёнка к самостоятельной работе. И ещё есть одна хитрость, которая была задумана для удовольствия детей, но впоследствии оказалось, что она имеет массу дополнительных обучающих эффектов. Не буду сейчас углубляться в подробности. Скажу только, что в первом и втором классе мы играем много произведений с фонограммами – в основном с фонограммами играются ручные пьесы. Ученикам это интересно. Получается красиво, дети начинают демонстрировать свою игру дома – перед друзьями, родителями, бабушками-дедушками – а это всё игровая практика, домашние занятия, которые ребёнок расценивает, как какую-то свою концертную деятельность, к которой самостоятельно готовится, тренируется. А ведь играя с фонограммой, ошибаться и останавливаться нельзя – фонограмма ждать не будет, так что приходится выучивать без запинок. Я очень старалась, когда писала фонограммы, чтобы они были качественными, имели богатую фактуру – оркестровую или ансамблевую, разнообразную и красочную. Кстати, на моём сайте некоторые фонограммы и ноты можно скачать. Всё, заканчиваю)), заметка и так получилась довольно большая. Если у Вас, дорогие коллеги, есть вопросы по каким-то пунктам, или вы хотите о чём-то узнать более подробно, пишите в комментариях. Если интересно, у меня есть видео-аннотации к учебникам (ритм и нотные азбуки). А пока что в видео – маленькие фрагменты – ступеньки, по которым мы движемся в формировании первоначальных навыков по ручным пьесам и переход к классическому репертуару.

https://www.youtube.com/watch?v=8QM29GQxfs8&t=3s


  • Odnoklassniki Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon

© 2017 «ЕКАТЕРИНА  ОЛЁРСКАЯ». Сайт создан на Wix.com