• olerskay

Не возникает ли трудностей с переходом от слоговой системы к обычному счёту?


#ритм

ВОПРОС: Если заниматься счётом, проговаривая слоги, не возникает ли в дальнейшем трудностей с переходом на обычный счёт?

ОТВЕТ: Освоение любого навыка содержит проблемы. И данный случай - не исключение. Однако освоить игру со счётом после того, как базовые ритмические фигуры пройдены и отработаны, значительно легче, чем обрести это умение "с нуля". Но захочет ли ребёнок, с лёгкостью читающий ритм, переходить на игру со счётом? Ведь слоговое сопровождение, если система хорошо продумана, решает задачу чтения ритма процентов на 90, причём, практически для всех ребят. Тем не менее, для профессионального овладения ритмом необходимо осваивать и традиционный счёт, так как он показывает взаимосвязь ритмического рисунка с размером, с метром. Слоговое воспроизведение ритма позволяет почувствовать и понять, само "тело" ритма. Счёт - апеллирует к метру. Счёт не развивает чувство ритма. Счёт - это сетка, в которую встраивается ритм. Но ритм неразрывно связан с метром. Ритм - это не чередование звуков различной длины, или, говоря профессиональным языком, различной длительности, ритм - это чередование ритмических фигур. И эти ритмические фигуры напрямую зависят от размера. Поэтому мы не можем сосредоточиться только на слоговой системе или только на счёте. Мы должны владеть и тем, и другим. Без применения слоговой системы ребенку трудно ощутить само "тело" ритма. Если с самого начала обучать ритму при помощи счёта, то довольно долгое время ученик пытается распределять в сетке счёта абстрактные, не ощущаемые его слухом элементы, то есть различные длительности, которые в его эмпирическом представлении не связаны ни с чем. Когда же мы приходим к счёту после грамотного освоения слоговой системы, юный музыкант учится примерять уже знакомый и понятный ритм к метрической основе, выраженной счётом «1 и 2 и» и так далее. В свете сказанного, выражение "переходить к счёту" не вполне корректно. Мы не переходим к счёту, мы добавляем счёт. Мы не прекращаем использовать слоги, когда осваиваем счёт, а пользуемся и тем и другим способом по необходимости. В какой-то момент своей педагогической деятельности я задала себе такой вопрос: моя задача научить детей уверенно и правильно воспроизводить ритм или моя задача научить счёту? Ответ очевиден. Счёт нужен прежде всего для трёх вещей: 1) для понимания метра, размера и всего, что связано с этими понятиями; 2) для чтения сложного двухголосного и многоголосного ритма; 3) для игры в ансамбле. Слоговая же система, в том виде, в котором я её предлагаю, развивает навык автоматического чтения ритма, когда даже младшеклассники читают незнакомый ритм, почти не задумываясь. И в такой ситуации разучивать со счётом простенькие пьески - это всё равно, что летать на вертолете за хлебом в булочную через дорогу. Зачем такие сложности? Всё намного, намного проще можно сделать. До создания этой системы восемнадцать лет я то и дело писала различные пособия по ритму. Мне очень хотелось, чтобы дети научились владеть ритмом на высоком уровне. Все те, предыдущие, разработки опирались на счёт. Но ни одна из них не дала таких результатов, как применение книги "Его Величество ритм" со слоговой системой в основе. И последние 8 лет, наконец-то, ритм стал для моих ребят лёгким, милым, приятным, понятным и пушистым)). Резюмируя ответ на ваш вопрос, могу сказать: надо НЕ ПЕРЕВОДИТЬ детей на игру со счётом, а ОСВАИВАТЬ И СЛОГИ, И СЧЁТ. И если мы хотим, чтобы дети действительно хорошо освоили ритм, то начинать нужно со слогов, делать это серьёзно, не считая данный метод облегчённой задачкой для начинающих, но формируя глубокое знание, твёрдый навык. И только после этого можно безопасно подключить счёт, не опасаясь, что счётно-логические действия разрушат то врождённое чувство ритма, которое заложено в КАЖДОМ человеке от природы!


Просмотров: 0
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon

© 2017 «ЕКАТЕРИНА  ОЛЁРСКАЯ». Сайт создан на Wix.com