• olerskay

О работе над руками


Дорогие коллеги! Спасибо Вам за Ваши письма! Они так вдохновляют, заставляют думать, искать, видеть многие аспекты с разных сторон, обогащают профессионально. И даже с вашего позволения, я решила кое-что из переписки публиковать, потому что такие интересные мыли и информацию присылают мне педагоги, что просто хочется поделиться (разумеется, только с согласия каждого конкретного автора письма)! Вот и недавно снова я испытала прилив вдохновения от переписки с Ольгой Валентиновной Нелипа. Всё началось с её вопроса. Ниже привожу вопрос, свой ответ и ответ Ольги Валентиновны.

Вопрос:

Хотелось бы посмотреть, как Вы работаете

над постановкой ручек. Ваши детки хорошо владеют весом руки,

что является редкостью для первых лет обучения.

Особенно впечатляет игра аккордовой фактуры и арпеджио.

Очень гармоничны и естественны руки, тело и без излишеств.

Вероятно, что вначале всё это отрабатывается в медленном темпе,

более утрированно. Приблизительно понятно, но хотелось бы посмотреть

процесс работы над какой - либо ручной пьесой.

Например, как не зажать руку в «Новогоднем настроении»

с такой растяжкой для детской руки на legato (в нотах на сайте).

Какая там аппликатура?

ссылка на страницу с исполнением пьес учащимися

https://www.fortepiano-olerskaya.com/video-s-uchashimisya

Ответ:

По поводу ручек было очень приятно прочитать Ваше мнение. Дело в том, что как раз по поводу пианизма я получаю противоречивые мнения, некоторым нравится, и они так же, как и Вы отмечают вес, свободу и уверенность игры, а некоторые говорят, что просто дети сильно машут руками и это неприемлемо. А поскольку я по специальности всё-таки композитор, а не пианист, то я начинаю сомневаться и не осмеливаюсь выкладывать свои идеи по поводу того, как я работаю с руками)). Вот такая история. Вообще-то это, конечно действительно всё достигается практически полным акцентом внимания ученика на руках в первые годы. А поскольку Ручные пьесы-упражнения играются не по нотам, то отвлекаться детям не приходится, и они с удовольствием погружаются в пианистические задачи. В начале у нас всё так же, как и в традиционном обучении — играем пьески одним пальцем, сначала третьим, потом то же самое вторым, четвёртым. и через некоторое время пятым, а потом и первым. Отличия начинаются с момента соединения двух пальцев. Как правило мы делаем это на пьесе «Волнение», в которой стараемся достичь уже определённого технического «совершенства»)) для данного этапа, конечно)).

Вот такое исполнение на уроке, конечно с шероховатостями, но для ребёнка — это большой технический скачок

https://www.youtube.com/watch?v=GPuKEKcRnmE

Именно в этой пьесе поэтапно мы впервые начинаем добиваться технической приспособленности. Здесь и темп, и динамичная фонограмма и непрерывное чередование рук, а также довольно большой размер пьесы, во время исполнения которой некогда и дух перевести. Но эта техническая цель стоит во главе всего - к ней мы идём, и с места не сдвинемся, пока не добьёмся результата. Это не значит, что мы стоим на месте. Мы параллельно в какой-то момент включаем и другие пьески, следующие задачи, соединение трёх пальцев, например. Но «Волнение» мы будем играть до тех пор, пока не появится приспособленность, уверенность и свобода. Я считаю это первым ключевым моментом. И после игры 2 — 3 пальцами, мы играем «Волнение» 3-4, 4- 5 и 1-2. Но это уже, когда определённая опора в руках возникнет. Следующий ключевой этап — это «К звёздам», где важным моментом является освоение запаздывающей педали, эта пьеса проще и технические задачи легче.

https://www.youtube.com/watch?v=gmdu_DzDZoE

А дальше идёт «Ноктюрн» — его мы тоже отрабатываем очень тщательно, и на нём ребёнок вырастает пианистически. И в первую очередь именно в отношении приспособленности к инструменту и удобства.

https://www.youtube.com/watch?v=IYIXDT60Jug

Следующие ключевые пьесы — «Поэма» или «Сказка звёздного неба» (трезвучия),

https://www.youtube.com/watch?v=HJBCQxPcCr4

а потом «Обязательный этюд»

https://www.youtube.com/watch?v=jqK97H2FHYk

— и каждую из них довести до уверенного исполнения. У меня на канале в YouTube всё это есть. Дети играют не идеально, конечно, но для их уровня и на тот момент — это в каждой пьесе большой прорыв технический. Почему я пишу подробно о пьесах — вот именно эти пьески как ступеньки большие-большие для них каждый ученик у меня проходит. Кому-то даётся это легко, но для большинства приходится попотеть, но поскольку они видят свой собственный рост, то как правило с удовольствием тренируются. Аккордовые пьесы играем постоянно, «Сказку звёздного неба» выучили — играем «Танец попугаев», затем, например, «Море», потом «К нам едет Дед Мороз», и потом ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДЛЯ ВСЕХ пьеса «Новогоднее настроение». После «Новогоднего настроения» приспособленность ребёнка к инструменту увеличивается в разы. Вы пишете об аккордах на легато в правой руке. Да, действительно, задача сложная и работа идёт не быстро, но в конечном итоге все справляются, каждый, даже самый слабенький ученик. Аппликатура в правой руке: трезвучия 2- 4- 5, ход на кварту вниз – 1. Теперь о свободе аппарата. Свобода культивируется просто постоянным обращением внимания к ней и, как я считаю, она проистекает потом уже из приспособленности. Если ребёнок приспособился к какому-то приёму основательно, то в нём он будет уже свободен. И вот эту самую приспособленность я прививаю, как говорится «агрессивно». Не в смысле агрессии по отношению к ученикам или их отношению к своим рукам. А в смысле того, что первое и главное — это приспособленность, и она идёт, как главная цель — хотя бы даже и в ущерб всему остальному — нотам, количеству произведений, теории и гаммам. Всё остальное — вторично, оно потом подтянется. Выражаясь метафорически, я могу обойти полгорода, взобраться на высокую гору, если у меня удобная обувь. В противном случае все мои передвижения будут причинять мне боль. Я думаю, что часто ребёнок может зажиматься, если он постоянно пьесы не доучивает, что происходит в муз. школах на регулярной основе из-за большого количества зачётов, а поэтому, не приспособившись к одной задаче, ученик вынужден перескакивать на другую. Это в младших классах, по моему мнению, недопустимо. Нет — зачёты могут быть, их может быть много, но не по репертуарному принципу. А, скажем зачёт по ритму, зачёт по какой-то конкретной задаче, по интервалам, по чтению нот, по игре тоже, но не впопыхах, как это принято в типовой программе, так как ребёнок не успевает осмыслить, что он делает. Конечно, ко всем задачам сразу не приспособишься, но к основным, опорным — надо, я думаю. И вскоре это становится нормой.

А по поводу работы с весом руки, я должна сказать, что практикую несколько иной принцип. Я могу ошибаться, и скорее всего, такое моё мнение возымеет массу критики. Но я не учу детей играть от плеча, я учу играть от спины. А также играть, чувствуя вес таза, вес бёдер. Мы учимся перенаправлять тот большой вес, который имеет верхняя часть ног, вся тазовая часть. Отсюда берётся пружина, и очень редко происходит плечевой зажим. И, конечно, как Вы тоже отмечаете — вначале всё утрировано, все движения и все ощущения.

Что касается аккордов, то помимо количества пьес, в самом начале мы ещё преодолеваем явное физическое неудобство и учимся играть трезвучия любым путём — в крайнем случае через первоначальный зажим. То есть, если никак не получается, то учимся сначала играть трезвучия зажатой рукой, а через некоторое время, когда пальчики начинают хоть как-то вставать на трезвучие, зажим понемногу убираем. А дальше — огромное количество тренировок, проистекающих из быстрого выучивания (не по нотам) и из-за необходимости играть с фонограммой, к которой надо привыкнуть, к темпу прийти — всё это цели очень понятные для ребёнка, поэтому он эту цель видит и к ней идёт, а пока он к ней идёт, аккорды тренируются)). Фактически, ребёнок тренируется совпадать с фонограммой, не запинаться – из-за этого ему приходится много тренироваться. Получается, что благодаря стремлению к одной цели, понятной для ребёнка (не запинаться под фонограмму), он решает и другую задачу (менее понятную на данном этапе), а именно, тренирует технический приём. Почему я говорю, что эта задача для него менее понятна – потому что на практике он не представляет ещё, как будет у него получаться сыграть тот или иной приём, а учитель это уже знает, и целенаправленно ученика к этому ведёт.

А в арпеджио в «Обязательном этюде» вначале у 80 процентов ребят вообще ничего не получается. Поэтому учим сначала только первый пассаж. Если надо — учим его месяц, два месяца. Ведь встречаются очень слабенькие по способностям дети. Приспособились — добавляем ещё парочку пассажей, а потом уже проще.

К сожалению, у меня совсем нет записей уроков, а сейчас у меня нет маленьких учеников. Вот внук подрастает, надо бы начать с ним заниматься.

Мне кажется всё-таки, что суть в самом подходе — в настойчивом поиске именно приспособленности, а дальше, каждый педагог выстраивает пианистические ощущения ученика по тому принципу, как он сам играет, какие физические ощущения у самого педагога, и он просто передаёт их ученику. И если это — первоочередная задача, и она не растаскивается догмами программных требований и есть материал, на котором можно всё построить с максимальным комфортом, то всё должно сработать))

Ответ Ольги Валентиновны

также он есть на страничке в ВК в Отзывах (Аурелия Чуксина)

https://vk.com/topic-116187531_34460339


Очень признательна Вам за такой подробный ответ на моё письмо.

Огромное спасибо за то, что досконально описали, в какой последовательности подключаете пьески в игру и какие ставите задачи. Теперь для меня Ваша “кухня” ещё больше прояснилась. Это очень интересно.

Если взять действующую программу обучения игры на инструменте, то развитие техники происходит в хаотичном порядке.

У Вас же этот процесс выстроен последовательно, в том числе и за счёт пьес.

Мне понравился принцип работы: пока не отработаем данный приём – не переходим к следующему.

К тому же уникально, что под каждую пианистическую задачу, по мере роста учащегося, написаны пьески, которые можно выучить очень быстро, даже не зная нот!

Причём все пьески образны, очень симпатичны, современны и поэтому вызывают отклик в детской душе. (Вспоминаю, с каким удовольствием играют Ваши ученики!)

А имея приличный объём для начинающего пианиста в сочетании с фонограммой, они представляют по сути своей концерт, соревнование с оркестровым сопровождением в современном доступном варианте. Такое счастливое сочетание пианиста, композитора и аранжировщика в “одном флаконе” великолепно пошло на пользу новой методике.

А теперь сравним этот уровень с игрой бирюлек, которые предлагается играть в музыкальной школе начинающим пианистам! О какой технике можно говорить!

Понятно, что существует масса этюдов на разные виды техники, но они написаны под методику, где знакомство с музыкой происходит по нотам и не так просты для запоминания по схеме или с показа.

Хочу высказать своё мнение об игре с показа, который считается порочным, непрофессиональным приёмом, но на деле даёт очень быстрый прогресс в освоении инструмента.

Вообще, "делай как я" пробуждает мотивацию превозмочь своё неумение и повторить так, как делает другой. Это уникальный метод, который базируется на свойстве зеркальных нейронов и в нашем деле просто недооценён.

Даже в древности люди знали об этом, знания передавались от учителя к ученику именно методом "делай как я". Через подражание ученик делал скачок в своём развитии. Тот, кто наблюдал за детьми, подтвердит, что младшие дети в коллективе развиваются быстрее, подражая старшим детям.

Я вспоминаю, что, учась в муз. училище, я однажды, что называется, "заболела" одной пьесой, которую играла знакомая мне старшекурсница.

Несмотря на то, что в техническом отношении пьеса была на много порядков сложнее моего уровня, мне очень хотелось сыграть её.

У меня ныла душа, как в предвкушении любовного свидания, пока я не попросила её, как говорится, эту музыку "снять с рук". Пьеса попала мне в программу и, на удивление моего преподавателя, я быстро справилась со всеми трудностями. Это помогло мне сделать заметный технический скачок. С тех пор меня "рассмотрели поближе" и давали произведения "на вырост".

Для меня был очевиден тот факт, что если бы мне дали его (что невероятно) разбирать самостоятельно, я бы так не справилась.

Поэтому, когда Вы говорите, что нужно включать в программу произведения повышенной сложности – я с этим согласна на 100%.

Так я занималась со своей старшей дочерью, готовя её к поступлению в школу для одарённых детей при консерватории и наблюдала эти удивительные вещи! А потом пошли и конкурсы и призовые места.

Я совершенно с Вами согласна, что умелое применение этого приёма в сочетании с использованием структурных, быстро запоминающихся объёмных пьес, даёт возможность сэкономить время для постановочных моментов, развития техники, отработки средств выразительности и делает возможным совершить ученику ощутимый скачок в развитии от пьесы к пьесе.

Очень удобным является и то, что пьески - упражнения можно изменять, приспосабливать к возможности учащегося. Кстати, этим "грешила" в хорошем смысле и Артоболевская А., иногда упрощая классику до уровня начинающих пианистов.

Ещё хочу отметить плюсом то, что Вы акцентируете внимание на том, какое важное значение имеет постепенный переход к освоению игры сначала сильными пальцами, и только когда приём усвоен, по очереди переходить к более слабым. Что пьесы полезно играть разными пальцами. А когда механизм "расслабление после напряжения" учащийся ввёл в свою систему автоматизмов, можно переходить к legato двумя пальцами. И отрабатывать тот же приём ("расслабление после напряжения"), постепенно добавляя три, четыре пальца и т.д., до тех пор, пока не придёт ощущение того, что одним расслабляющим движением можно снять напряжение после игры пассажа, состоящего из множества нот.

В музыкальной школе скачем ”галопом по Европам”, главное – разнообразие. А вред от стремления познакомить с как можно большим муз. материалом тот, что наступает хаос, в том числе и в голове учащегося.

Вообще, хочу сделать Вам комплимент: у Вас редкий дар ума - структурировать пространство.

Это заметно в вашей программе. Всё выстроено "по полочкам", формализовно и доведено до печатного издания. Каждая высказанная мысль доказана как теорема с доказательством учёного.

Читая Вашу программу, понимаешь, что каждый преподаватель сталкивается с такими же проблемами. Ценность её заключается ещё и в том, что эти проблемы из интуитивного уровня выведены на ментальный. Чётко структурированы, оформлены в концепцию. Поставлены задачи и предложены методы решения этих проблем.

Нашему Министерству бы проявить внимание к подобного рода вещам, - можно было бы музыкальное образование поднять на качественно новый уровень.

Да, в наших музыкальных школах давно назрела необходимость менять программы. Это просто вредительство. Детей приводят в школу, как в Храм Музыки. А они об этой Музыке только мечтают! И вместо того, чтобы наслаждаться прекрасным, совершенствоваться в игре, мы беспомощно копошимся в нотах!

А Вы просто дерзнули пойти против течения! И метод игры с показа отстояли и отдельное от игры обучение нотной грамоте. И на своих учениках доказали, что эти методы дают реальные результаты ускоренного развития. У Вас это получилось! Теория, практика и результат! Браво!

Премного благодарна Вам за то, что поделились своим методом в постановке рук учащихся. Особенно ценно это для начинающих преподавателей.

Сейчас я ещё и заинтересована в помощи своей дочери, она преподаёт второй год.

В опровержение ложного посыла, что Ваши дети "чрезмерно машут руками", - я бы сказала, что сама постановка вопроса должна происходить совершенно в другой плоскости.

Важно чтобы эти движения не были оторванными от самого звукоизвлечения, т. е. сами по себе. В таком случае ребёнок не понимает для чего ему эти движения, он просто машет руками. А были единым процессом: игра - расслабление. Лично для меня это не правильное замечание преподавателю. Тому, кто ставил руки, сразу видна эта разница.

Нужно оценивать насколько гармонично это движение по отношению к звукоизвлечению. Само движение преследует цель раскрепощения, расслабления после воспроизведения звука. И некоторым детям с зажатым аппаратом требуется медленный темп и большая амплитуда движения для того, чтобы закрепить правильные ощущения. И это даже видно на Ваших видео, что те, кто "чрезмерно машут руками", у них не такие пластичные движения как хотелось бы. Со временем эти движения становятся экономными.

К слову сказать, мне как-то попалась информация о том, что более развитые виды животных характеризуются грациозностью движений их отдельных особей. И я погрузилась в долгие размышления :)).

Со многими моментами Вашей программы резонирует и мой педагогический опыт.

Но если я по разным причинам не решалась использовать что-либо, а у Вас это получилось, то думаю, что можно попробовать.

К примеру, я понимаю важность игры аккордовой фактуры в освоении фортепианного пространства и развития чувства опоры. Но я всегда остерегалась давать неокрепшей руке игру аккордов, особенно с большими растяжками. Здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не "переиграть" руки.

А Вы говорите, что аккорды играете постоянно и что даже слабенькие ученики справляются. Такой опыт для меня чрезвычайно интересен.

Мысль о том, что ощущение веса в руках должно формироваться не от плеча, а от таза очень интересна, но мне тоже понятна. Потому что, когда я занималась китайским Тайцзы цюань, очень пластичной боевой гимнастикой, нам постоянно напоминали, что для естественного движения руками и для того, чтобы туда пришла энергия, нужно само движение формировать от бедра, в котором есть центр тяжести. Конечности всегда идут за тазом, а не наоборот. Движение от бедра перенаправляет вес, а значит и силу к рукам.

Поэтому я на Вашем месте не стеснялась бы в вашем открытии того, что секрет кроется в умении перенаправлять "большой вес" от бедра к рукам.

И если бы Вы могли детальней поделиться опытом как Вы это объясняете детям - было бы очень здорово и полезно многим.

Об этом, опять же, пианисты понимают на уровне интуиции, ощущений. Давайте и эти моменты вытащим на ментальный уровень!

Вот то, о чём Вы не решаетесь говорить в силу оглядки на критику "ортодоксов" старой системы музыкального образования, по моему мнению, как раз и нужно говорить.

Давайте вытаскивать из подсознания все нюансы обучения и методика от этого только выиграет.

Я изучила все статьи и видео на Вашем сайте, а также, прочитав Ваши ответы, ещё больше пришла к убеждению, что такой, что называется, прорывной технологии в обучении пианиста, я не встречала. Да и существует ли она?

Вероятно, существует, поскольку существуют "продвинутые" пианисты.

Но если и существует, то только в головах у некоторых учителей - новаторов, которые интуитивно выстроили её для себя в своей практике, потеряв немало лет.

В этом поиске прогрессивных методов обучения движет нами желание помочь детям выйти из того ступора, как Вы точно заметили, "зависания" на первых этапах обучения при разучивании пьесок по нотам, когда ребёнок должен решать одновременно несколько сложных задач. И мы теряем очень много времени, а потом и многих учеников.

Вы нашли правильное решение - разделить обучение нотному чтению, чувству ритма и наработке навыков игры на инструменте. А получив определённую базу, соединить их вместе. Это простое и одновременно революционное решение!

Я всегда старалась не пропускать интересные наработки, посещала семинары по проблемам пианизма в нашей стране, и немного знакома с положением дел за рубежом.

Методом выработки внутреннего чувства ритма через слоговую систему пользуются многие. И в западных школах существуют вполне достойные интенсивные методики.

В Вашу методику по работе с ритмом я пока глубоко не погружалась, поэтому сравнивать не могу.

Но мне интересны Ваши наработки в этом разделе, как неотъемлемой части программы. Интересно, как Вы видите в этой связи роль уроков сольфеджио? Они гармонично вписываются в Вашу программу или по Вашему мнению их можно было бы как-то изменить?

Здесь хочу сказать, что да, в западных методиках пространство между нотами называют "space" - пространство. Но я бы не использовала это слово, оно не имеет образа у наших детей, особенно у маленьких.

В своё время Артоболевская А. предложила для запоминания названий нот на нотном стане такую считалку, я думаю Вам она знакома:

"Ми-соль-Си-ре-Фа на линеечках сидят,

ре-Фа-ля-До-ми-Соль - те в окошечки глядят".

В моей практике я всегда её использую, она очень помогает детям в начальном периоде.

Пространства между линеек - это окошки. Ноты могут располагаться на линеечках и в окошках.

К слову сказать, в западных методиках, в большей степени англоязычных, сразу практикуют заучивание итальянских буквенных обозначений: CDEFGAB.

Это делается для того, чтобы дети, как можно раньше, могли учиться читать гармонические цифровки.

И для запоминания буквенных названий нот в спэйсах используют фразу: "FACE IN THE SPACE". Слово FACE (лицо), читается, если в пространствах от ноты Фа расположить буквы F, A, С, и E.

А для запоминания нот на линейках - "EVERY GOOD BOY DOES FINE" для мальчиков; есть и фраза для девочек.

Может Вам такая информация пригодится. В будущем могу поделиться и другими интересными идеями, которые были мной подмечены в некоторых западных источниках. Но меня интересовала в основном работа с маленькими детьми. Ну это когда будете заниматься с внуком. Я уже понемногу пытаюсь заниматься с 2-х летней внучкой, применяя наработки Лемешкиной по работе с маленькими детьми. Это совершенно всё по-другому.

И ещё для себя я сделала один очень важный вывод: для маленьких детей большую роль в обучении играет цвет и образ. Все методические пособия должны быть цветными, а лучше всего с цветными иллюстрациями. Когда ребёнок видит цвет - это праздник!

Я даже помышляю поработать с Вашими пособиями в этом направлении, если не возражаете. Для личного использования, не нарушая авторских прав, конечно же. Если что - либо получится стоящее - покажу.

Расскажу как я познакомилась с Вашей методикой.

Первый ролик, который случайно (а теперь понимаю, что не случайно) мне попался на you tube, буквально приковал к экрану.

Мы все имеем представление как играют "первогодки" в музыкальных школах (не берём во внимание таких учеников как у Марченко М., там своя специфика). После первого, я посмотрела игру других Ваших учеников.

Меня поразило то, что дети, которых Вы обучаете, с инструментом "на ты". Понятно, что у каждого разный временной промежуток обучения, у кого-то получается лучше, у кого-то не так хорошо.

Но мне сразу стало ясно, что этих детей обучает человек, обладающий некой концепцией. А для меня это очень важно, что это не случайный результат и не особо одарённые дети.

И счастьем для нас с дочерью, было то, что с этой программой можно было ознакомиться в печатном варианте. И даже купить и применить в работе.

Особая благодарность за пьеску «Дед Мороз рисует», очень понравилась.

Я не возражаю против того, чтобы продолжить обсуждение этой темы на сайте, а также насчёт опубликования моего имени.

Просмотров: 208
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon

© 2017 «ЕКАТЕРИНА  ОЛЁРСКАЯ». Сайт создан на Wix.com