• olerskay

Совмещение безнотного обучения с изучением нот

Безнотное начало обучения игре на музыкальных инструментах – тема, часто обсуждаемая и нередко гневно критикуемая. У этого метода есть множество поклонников и не меньше противников . Я в начале своей педагогической практики тоже была противником такового. Я и сейчас считаю, что нотная грамотность совершенно необходима, и это аксиома, не требующая пояснений. Но с годами, я пришла к выводу, что начинать учиться играть на инструменте можно, а для большинства детей и нужно, с довольно долгого безнотного периода. И одновременно нужно изучать ноты, то есть, играть что-то по нотам. Я для этого использую нотные азбуки, в которых материал выстроен шаг за шагом. В самом начале обучения для многих ребят именно ноты становятся препятствием на пути к игре на фортепиано. Пока они начнут более или менее бегло разбирать по нотам, проходят годы. Если ребятишкам, испытывающим трудности с нотами, ничего, кроме разучиваемых по нотам пьес не играть, то эти годы будут потеряны для музыки, для техники, для творчества. Поэтому, на мой взгляд, первые годы нужно совмещать нотный и безнотный методы. Несколько лет назад я впервые показала коллегам по музыкальной школе своих учеников, которые начали обучаться по методике «Ручные пьесы». Это были обычные первоклашки - частники с разными способностями, которые уверенно и с удовольствием исполняли технически довольно сложные для первого класса пьесы. Пьесы были специальные – ручные пьесы, и дети разучивали их без использования нотной записи. Мой метод разбора ручных пьес основывается на запоминании последовательности простейших фактурных фигур, из которых состоят ручные пьесы, являющиеся по сути своей развёрнутыми упражнениями в форме пьес для развития техники у начинающих. Тогда некоторые наши старейшие педагоги сказали мне: «Катя, это всё, конечно, хорошо, но по нотам они у тебя играть не будут. Они просто не захотят». И этим самым коллеги очень мне помогли, разожгли во мне огонь протеста. «То есть, как это не будут?! Почему не будут?!» Их слова-предостережения звучали у меня в сердце, когда я писала нотные азбуки, разрабатывала алгоритмы, пробовала разные варианты, экспериментировала. Когда азбуки чтения нот были написаны, мои ученики стали по ним учиться. В итоге способные детки научились разбирать нотный текст так быстро, как никогда ещё у меня никто мог. Что касается слабых ребятишек, то оказалось, что им даже и по азбукам сложно ноты учить – легче, чем при традиционном подходе, но всё равно сложно. И вот таким-то ребятишкам ручные пьесы дали настоящий шанс. Это шанс с первого года учёбы получать удовольствие от процесса исполнения музыки на фортепиано, несмотря на большие трудности овладения нотной грамотой. А как могут развиваться у таких ребят исполнительские навыки, если они будут играть только то, что могут разобрать по нотам? Это будет оочень медленно! Технический рост у них в таком случае начнётся только после того, как они научатся более или менее бегло разбирать нотный текст, то есть через три-четыре года. А первые годы обучения для техники и пианизма мы просто потеряем, выбросим. Разве мы не наблюдаем этого в музыкальных школах? Да, на каждом шагу! Слабые ребятишки пыхтят с разбором нотного текста и с выучиванием его наизусть от зачёта до зачёта – больше они ничем не занимаются. О музыке речи не идёт. И после этого многие учителя всё равно утверждают, что нужно с самого начала учиться играть по нотам и только по нотам. Но почему? Почему не дать шанс детям, которые, может быть, пока не слишком сообразительны, плохо запоминают, не могут разобраться с этими значками? Но ведь они же пришли к нам! Они смотрят на нас с надеждой! Если применять совмещённый вариант – когда и ноты учатся с самого начала, и играются пьесы, разучиваемые без нотной записи, то исполнительская практика и нотная грамотность формируются, не мешая друг другу. По мере роста нотной опытности учащегося, безнотный метод постепенно отпадает сам по себе.

https://www.youtube.com/watch?v=xokpGT7pg6E&t=38s



Просмотров: 39
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon

© 2017 «ЕКАТЕРИНА  ОЛЁРСКАЯ». Сайт создан на Wix.com