• olerskay

Способности элементарного порядка и способности высшего порядка

Впервые эта мысль для меня отчётливо прозвучала на лекции по методике в консерватории. Профессор вела беседу о музыкальных способностях элементарного и высшего порядка. Она обратила внимание на то, что этот вопрос сейчас стоит очень остро, так как является одной из неудобных проблем, решить которую при нынешней системе обучения очень сложно. Речь идёт о том, что способности элементарного порядка – память, быстрота реакции, сообразительность, координация, мышечная приспособленность к игре обнаруживаются легко. А способности высшего порядка – чувственное восприятие музыки, художественный вкус, оригинальность мысли, проявляются, как правило, не сразу. Данная терминология, конечно же, имеет отношение именно к характеристикам музыкальных способностей. Ведь очевидно, что для анализа таланта к математике или физике, например, такая классификация была бы абсурдной. Но, вернёмся к начинающим музыкантам. Если элементарные способности у ребёнка не на высоте, то высшие могут так никогда и не заявить о себе. То есть, художественно одарённый ребёнок часто не может свои способности проявить из-за того, что вся система обучения выстроена не от музыкальности и художественности, а от памяти и сообразительности. Совершенно очевидно, что лучше всего обучаются дети, у которых и элементарные и высшие способности ярко выражены – условно, для удобства повествования, поместим их в категорию «А». На втором месте – те, у которых развиты элементарные способности, но слабое художественное восприятие. Они не слишком музыкальны, музыка им нравится, но не более того. Эти ученики сообразительны, всё быстро учат и запоминают, пальцы бегают, они довольно дисциплинированы, а поэтому хорошо сдают экзамены и получают высокие баллы. Поместим их в категорию «Б». Далее идёт категория «В» - это музыкально и художественно одарённые дети, тонкие натуры, оригинально мыслящие, творческие, но имеющие плохую память и обладающие медленным мыслительным процессом. Поэтому, как правило, играют они плохо, так как к экзаменам только-только успевают выучить текст. Изначально они любят искусство, очень хотят научиться играть, но столкнувшись с непосильными для себя требованиями программы, веру в положительный исход своих занятий теряют, а вместе с ней умирает и интерес. Для этих детей нужно больше времени на освоение программы и для них нужен иной подход. И, наконец, категория «Д» - ребятишки, занимающиеся для общего развития, дети с низкой обучаемостью, чьи способности находятся в иных сферах, не музыкальных. С группой «А» всё понятно, они заслуженно лучшие, они потенциальные музыканты, среди них будут лауреаты и звёзды. Ребятишки, подходящие под категорию «Б» тоже проблем не испытывают, они не слишком выразительно играют, но на оценки это не влияет. Под учащихся категории «Д» нужно подстраиваться, чтобы они хоть немного научились играть для себя и любили музыку. Проблему составляют именно дети из группы «В». Это потенциально одарённые музыканты, которых мы теряем. Они не могут справиться с программой в том виде, в котором она есть. А простое облегчение программы – это не выход, ведь принципы-то при этом не меняются. Мы, конечно, можем сказать, что они мало занимаются дома. Это может быть действительно так, а может быть, их домашние занятия малоэффективны из-за медлительности и плохой памяти. Но ведь здесь мы ничего не можем сделать, мы можем изменить только то, что касается непосредственно нашей стратегии обучения. К примеру, мне не нравится зима. Я могу сетовать по этому поводу, но сетования мне не помогут. А поможет шуба. То есть – какое-то конкретное эффективное решение. Так и с педагогикой. Нужно иметь несколько стратегий обучения. Необходимы различные варианты сдачи зачётов. Наши варианты в музыкальных школах отличаются практически только сложностью программы, ну иногда ещё немного сокращается количество произведений для тех, кто не успевает. Это помогает нам отчитаться, но не помогает детям в учёбе. Не буду здесь останавливаться на конкретных предложениях. Подробное описание их будет в других главах, и есть в рабочей программе. Мысль, на которой мне бы хотелось сделать акцент сейчас, заключается в том, что мы подчас определяем в музыкально одарённых учеников не тех детей. Группа «В» в отношении музыки талантливее группы «Б»! Просто ребятишки, чьи индивидуальные данные подходят под определения категории «Б», сообразительнее! Поэтому их результаты заметнее. Потому что, как говорила наш преподаватель методики, «вся система обучения выстроена не от музыкальности и художественности, а от памяти и сообразительности». В наших руках сделать попытку изменить это. Речь не идёт о снижении планки требований – речь идёт о подходе с другой стороны! Когда я поступила в консерваторию на композиторский факультет, я посещала все концерты пианистов (студентов). Я сама не смогла учиться, как пианистка, так как из-за травмы руки продолжение этой профессии было для меня закрыто. Но у меня была такая неумолимая страсть к фортепиано, что мне нужно было хоть как-то прикоснуться к пианистам, вот я и слушала всех. До этого я считала, что все пианисты, которые учатся в консерватории, априори необыкновенно талантливы! А как же? Ведь такой конкурс, такой отбор! Некоторые действительно были великолепны! Но к своему удивлению, я обнаружила, что процентов девяносто студентов просто хорошо научены, техничны и способны выполнить программу. Но их игра безынтересна, эмоционально скупа, она совершенно не трогает. Вот что значит потерять группу «В»! В итоге в музыку приходит очень много людей способных интеллектуально, но не музыкально, не художественно.


Просмотров: 444
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon

© 2017 «ЕКАТЕРИНА  ОЛЁРСКАЯ». Сайт создан на Wix.com