Рабочая программа

Для того, чтобы воплощать принципы методики  

в полном объёме в ДШИ и ДМШ,

предлагается использовать Рабочую программу

 (АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА «РУЧНЫЕ  ПЬЕСЫ» Е. А. Олёрской

по учебному предмету ПО.01.УП.01.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА), 

выполненную по всем правилам ФГТ,

имеющую три уровня сложности

и детальное объяснение порядка и принципов работы.

Программа имеет также

различные для уровней контрольные требования,

существенно отличающиеся

от привычных для школ требований  в младших классах

и постепенно приходящие  

в соответствие  традиционным параметрам

к средним и старшим классам.

 

По приведенной выше ссылке вы можете изучить программу полностью,

а также, скачать её для себя.

Ниже же приводится один из параграфов программы,

посвящённый некоторым нововведениям в организации контрольных точек.

Как конкретно воплощаются эти принципы в контрольных требованиях

для различных уровней,

вы можете прочитать в самой программе.

 

Обновление принципов
организации контрольных точек

Здесь приведены некоторые новые принципы организации контрольных точек, требования, формы отчетности и оценок.

 

РАЗНАЯ СТЕПЕНЬ ПРОУЧИВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

 

Разные произведения программы  не должны прорабатываться на одинаковом качественном уровне. На зачётах и экзаменах ученик может представить различный уровень освоения произведения: от концертного художественного наизусть до рабочего технического по нотам. Произведения, исполняемые на  концертном художественном уровне, должны оцениваться  комиссией очень строго. От учащегося требуется техничность, въигранность, филигранная отделка, выразительность фразировки и фактурной дифференциации исполнения, качество и разнообразие звуковой палитры. Произведения, исполняемые на технических уровнях,  рассматриваются с точки зрения целесообразности введения их в программу. Преподаватель должен объяснить, в чём ценность то или иной пьесы для ученика, какую задачу в воспитании исполнительских навыков имеет то или иное произведение. Некоторые произведения, сыгранные на зачёте или экзамене  поначалу в техническом варианте, можно оставить в программе и довести до концертного художественного, если тому есть обучающая, полезная цель. Если уровень исполнения произведения, сыгранного  повторно не достиг ощутимого качественного повышения, комиссия может поставить вопрос о незачёте.

 

Возможность неодинакового проучивания произведений для сдачи экзамена открывает для учащегося интересные перспективы:

1) можно сосредоточить усилия на некоторых произведениях и добиться в них высокого качественного уровня исполнения, тем самым повысив свой общий уровень технического и художественного развития.

2) Возможность сдачи других произведений в рабочем техническом или рабочем художественном варианте позволяет изучать больше произведений или брать более сложные пьесы, стимулируя тем самым умение справляться с трудным текстом.

3) Какой бы ни была программа, практика сдачи экзаменов показывает, что дети, в подавляющем большинстве, играют на зачётах очень средненько. Данная программа нацеливает учащихся на более качественную работу в одних произведениях, давая возможность сделать это, понижая требования к исполнению других пьес.

Приоритет в оценке на исполнительских зачётах и экзаменах должен принадлежать произведениям, исполняемым в концертном художественном варианте.

Различные возможные уровни исполнения произведений приведены по ссылке:

Качественные степени исполнения музыкальных произведений

 

ПОВТОРЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Некоторые произведения играются на экзаменах дважды. Второе исполнение предполагает бо̀льшую въигранность, техническую и выразительную зрелость исполнения. В частности, повторяемое произведение (по большей части виртуозного плана) играется на комплексном зачёте в конце октября. Такая практика активизирует занятия, стимулирующие развитие техники с самого начала года. В противном случае, начало года остается без интенсивной технической нагрузки – ведь новые произведения только разбираются, а поэтому не могут дать ребёнку возможности интенсивно тренировать виртуозность исполнения.

Кроме того, ощутимый технический рост возможен лишь при определенном качественном уровне исполнения сложного в техническом отношении произведения. Если исполнение такого рода произведения не достигает достойного уровня технической проработки, виртуозности исполнения, то польза от его исполнения снижается в несколько раз. Однако, нередко ученик не успевает достичь долженствующего уровня в игре исполнительской программы за время, отведенное на её подготовку. В этом случае, наиболее сложные  произведения, способные положительно повлиять на рост исполнительского уровня учащегося, следует повторить на следующем зачёте, доведя их исполнение до технической зрелости. Такая практика также позволяет включать в программу более сложные произведения, требующие больших временных затрат.

Продленная работа над произведением призвана также повышать эталон качества исполнения в сознании учащегося.

 

ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРОГРАММУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПОВЫШЕННОГО  УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ

 

Включение в программу произведений повышенного уровня сложности выводит учащегося на новый исполнительский уровень. И хотя такие произведения требуют больше времени и усилий, введение их в репертуар учащегося способно положительно влиять на учебный процесс в том случае, если работа будет вестись планомерно, качественно и без спешки. Такую возможность предоставляет ученику практика повторного исполнения произведения на зачёте. (См. абзац  выше). Произведение в программе уровня сложности на 2 класса выше при первом исполнении засчитывается, как 2 произведения. Если в программе два или более произведений уровня сложности на 2 класса выше, то как 2 произведения засчитывается только один номер программы, остальные считаются обычно. Если повышенный уровень сложности указан в требованиях к контрольным точкам, то такое произведение не может засчитываться как 2 номера программы.

 

ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРОГРАММУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ  ПОНИЖЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ

 

Включение в программу произведений пониженной сложности даёт возможность более детально и скрупулёзно отнестись к исполнению произведения, поработать над филигранностью, тонкостью звучания, либо достичь быстрого темпа в техничных пьесах. Такая практика учит детей обращать пристальное внимание на элементы выразительности исполнения.

Включение в программу произведений пониженного уровня сложности в группе «Б» и «В» может быть вызвана сложностями переходного периода  с ручных пьес на классическую программу.

Также увеличенная сложность одной части программы может компенсироваться упрощением другой.

 

СОЧЕТАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПОВЫШЕННОГО И ПОНИЖЕННОГО УРОВНЯ

 

Произведения как  повышенного, так и пониженного уровня сложности при умелом и целенаправленном применении могут существенно повысить уровень техники, чтения нот и выразительности игры учащегося. Я называю такой приём техникой прорыва. Формулировки    типа: « В 6 «Б» классе учащийся проходит 6 – 8 пьес различной сложности (3 – 8  класс) на исполнительских уровнях от чтения с листа  до концертного художественного исполнения»

в разделе «Содержание учебной дисциплины»  НЕ ОЗНАЧАЮТ ТОГО, ЧТО ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ ПОНИЖЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К КЛАССУ.  Уровень сложности должен быть именно различен и, желательно, сбалансирован, а также соответствовал индивидуальным целям учащегося.

 

ИСПОЛНЕНИЕ ФРАГМЕНТОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

В целях знакомства с  различными  фактурными и стилевыми особенностями  музыкальных произведений, и освоению принципов их исполнения, настоящая программа вводит  в практику сдачи зачётов исполнение фрагментов произведений. Фрагмент может включать в себя от 2 тактов до периода или более крупного раздела музыкального произведения. Такой вид деятельности делает опыт учащихся более широким  в отношении знакомства с различной фактурной организацией материала музыкальных произведений  и особенностей исполнения типовых элементов. Также, опыт исполнения фрагментов позволяет юному музыканту познакомиться с разнообразными стилевыми характеристиками музыки различных композиторов и эпох. Требование исполнения фрагментов на зачётах вместо одного из произведений конкретно оговорено в разделе «Контрольные точки». 

3 – 4 фрагмента из произведений должны быть различного уровня сложности и быть представлены в различной качественной степени исполнения Например – для 5 класса это могут быть фрагменты уровня сложности от 2 класса до музыкального колледжа. Но если фрагмент за 2 класс нужно сыграть изысканно, совершенно, великолепно, то во фрагментах училищных нашей задачей является лишь знакомство с какой-нибудь сложной фактурой или виртуозной техникой, либо просто прорыв к умению прочитать, разобрать очень сложный текст, но в малом количестве. Каждый фрагмент должен быть дан с какой-то целью – знакомство с новым типом фактуры, стилем композитора или эпохи, жанром, технической задачей и т. д.

Практика неполного разучивания произведений позволяет познакомиться с многообразием устройства различных пьес, познать разные типы фактуры, прикоснуться к  характерным  стилевым особенностям фортепианных сочинений. Однако, на полное изучение этих пьес понадобилось бы значительно большее количество времени, чем запланировано в учебной дисциплине в рамках ДШИ.

 

ГАММЫ

 

Со второго класса учащиеся начинают играть 11 положений от ноты «до». Причём, начинается их изучение не с трезвучий, а с септаккорда и его обращений, начиная с одного положения, постепенно добавляя по 1 – 3 новых. В программе даётся возможность ограничить количество положений,    до 5, если имеются весомые препятствия для изучения всех позиций.   В игре 11 положений упор ставится на качественном  звукоизвлечении, ровности пальцев и правильности движений.

Гаммы изучаются в свободном режиме, планируемом  преподавателем в соответствии с индивидуальным планом каждого учащегося, в количестве, определяемом вариантом обучения и индивидуальными возможностями ученика, а также – соображениями целесообразности. При игре гамм приоритеты следует отдавать не количеству гамм и развёрнутости их исполнения, а технической проработке, качеству звучания, оптимальной приспособленности и свободе пианистического аппарата. Недопустимо применять общие правила при игре гамм разными учащимися, так как это делает процесс изучения гамм формальным. Приветствуется творческий подход в выборе форм и средств работы над гаммами. Общепринятые нормы в работе над гаммами не должны довлеть над учителем и учащимся. Напротив, рекомендуется сделать процесс изучения гамм максимально приспособленным к потребностям каждого учащегося. Например, можно практиковать игру гамм одной рукой в одном направлении, добиваясь качественного звучания и быстрого темпа. В другом направлении прорабатывать гаммы отдельно. Или, например, выучить сначала все трезвучия с обращениями по белым клавишам, затем с чёрной в середине типа до-минор, фа – минор, соль - минор, позже - типа РЕ – МАЖОР, МИ – МАЖОР, ЛЯ – МАЖОР и т.д. Необходимо играть гаммы в течение всего года, трактуя подобные занятия не как подготовку к техническому зачёту, а как тренировочные упражнения. Зачет по гаммам сдается в  форме, определяемой требованиями для каждого варианта.

 

ЗАЧЁТЫ ПО РИТМУ И ЧТЕНИЮ НОТ

 

Зачёты по ритму и чтению нот проводятся дважды в год с использованием книг: «Его Величество Ритм», «Азбука нот для маленьких», «Азбука чтения нот» 1 и 2 часть. В старших классах варианта «А» и «Б» зачет по чтению нот с листа проводится с использованием нотных сборников традиционного хрестоматийного материала.

 

ЗАЧЁТ ПО ГРАМОТНОСТИ

 

Требования для зачётов по грамотности разрабатываются предметно-цикловой комиссией фортепианного отделения. Помимо общепринятых требований, в зачёт по грамотности должны быть включены теоретические  аспекты. А именно: умение играть на клавиатуре: тоны и полутоны, интервалы, мажорные и минорные трезвучия от всех белых и чёрных клавиш  и т.д.

Для варианта «А» в зачёте по грамотности с 3 – 4 класса необходимо использовать книгу «Азбука чтения нот» 2 часть. Более подробные рекомендации см. в разделе  «Примерные требования к теоретической и терминологической грамотности по годам обучения».

 

ФИКСИРОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ О СДАЧЕ ЗАЧЁТОВ И ЭКЗАМЕНОВ

 

Все сведения, касающиеся сдачи контрольных точек фиксируются в соответствующем журнале.

Сведения о сдаче зачёта по ритму, чтению нот и грамотности  с указанием даты и объёма работы, по которой ученик отчитался и получил оценку, должны быть зафиксированы  в специальном журнале, который хранится у заведующего отделением или в канцелярии школы.  Данные сведения должны быть записаны также  в специальной зачётной тетрадке ученика или на обложках  нотных азбук и «Тренажёра для юного музыканта» с подписью экзаменатора.  Данные о зачётах по ритму заносятся в специальный зачётный лист по ритму в двух экземплярах, один из которых хранится в специальной папке в канцелярии школы или у заведующего отделом, у завуча (в зависимости от традиций школы). Второй экземпляр хранится в специальной папке у преподавателя. Сведения о предыдущих зачетах должны быть доступны на последующих зачетах.

 

ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ПОД СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ - КЛАССИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

 

В данной рабочей программе под выражением КЛАССИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ подразумевается любое произведение композиторов различных эпох и стилей, не являющееся ручной пьесой, то есть пьесой, созданной с  целью разучивания её без использования нотной записи. КЛАССИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ также может быть разучено без использования нотной записи, но при его создании композитор не предусматривал такую цель, а поэтому любое классическое произведение имеет иное устройство и требует иного подхода в разборе. 

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Преподаватели, владеющие навыком обучения детей импровизации, подбору, игре песен по нотам с буквенным  обозначением аккордов, сочинению музыки, могут заменить один из пунктов исполнительской программы показом результата такого рода деятельности. Такая замена возможна при условии качественного исполнения творческой работы на исполнительском  зачете (декабрь) или переводном экзамене (май).  Недопустима  вторичная замена одинаковых пунктов требований для одного и того же учащегося.  

 

СДАЧА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ЗАЧЁТА РАНЬШЕ ПОЛОЖЕННОГО СРОКА. ВИДЕО ЗАЧЁТ.

 

В связи с тем, что некоторые ученики изучают программу с опережением, ожидание срока сдачи экзамена тормозит работу над новыми задачами. В случае подготовки зачётной или экзаменационной программы раньше положенного срока, преподаватель вправе обратиться с просьбой о досрочном исполнении программы. В случае, если школа не может собрать комиссию для проведения такого зачёта, преподаватель может сделать видеозапись исполнения программы. При этом учащийся должен сыграть все произведения одно за другим - без выключения камеры. Данную запись преподаватель должен озвучить перед комиссией в назначенный срок проведения зачета. Сдача зачёта при помощи видео не должна проводиться чаще одного раза в год для конкретного ученика и не может применяться на переводном экзамене.

 

АККОМПАНЕМЕНТ

 

Исполнение аккомпанирующей партии вводится в программу в тот момент, когда ученик уже освоил скрипичный и басовый ключи, перешёл к изучению Азбуки чтения нот 2 часть. Игра аккомпанемента по нотам закрепляет навык чтения нот. Солирующую партию может исполнить преподаватель на втором фортепиано или, в крайнем случае, на том же  инструменте в высоком регистре. Если есть возможность, полезно исполнить данный пункт программы, аккомпанируя другому инструменту. Желательно подбирать произведения, требующие применение темповых колебаний, агогики. Данный пункт учебной программы не имеет отношения к  дисциплине «Аккомпанемент», имеющей место в учебном плане учащегося фортепианного отделения значительно позже – в  6, 7 классах.

 

ТРИАДА  ААГ (АККОРДЫ-АРПЕДЖИО-ГАММЫ)

 

Освоение  аккордов, арпеджио с передачей из одной руки в другую и гаммообразной техники – это задача определенного этапа развития техники, имеющая ключевое значение для дальнейшего технического роста. При оценке исполнения учащихся следует предъявлять высокие требования к уровню освоения АГГ у учащихся, проходящих данный этап программы «Ручные пьесы».

Задать вопрос автору  в соцсетях
  • Vkontakte Social Icon
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
Включиться в обсуждение  в соцсетях
  • Vkontakte Social Icon